Сайт Клейменовой Галины Ивановны, воспитателя МБДОУ "Малышок" с. Доброе

"Использование потешек в режимных моментах"

05 декабря 2022

Консультация для воспитателей

«Использование потешек в режимных моментах»

 

Цель: систематизация знаний по теме.

 

С поступлением малыша в детский сад в его жизни происходит множество серьёзных изменений: установление другого режима дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, введение новых требований, постоянный контакт со сверстниками, пребывание в незнакомом помещении, где таится много неизвестного.

Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду. Простенькие игровые потешки, ласковые пестушки, веселые хороводные песенки, напевные колыбельные создают забавляющие, успокаивающие и отвлекающие ситуации, положительно влияющие на адаптацию ребенка.

Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества начинается с первых лет его жизни.

Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, по смыслу разные, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел-пел, наша - Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого их них.

Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: "Ай, качи-качи-качи! Глянь - баранки, калачи!.."; "Чики, чики, чикалочки..."; "Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу".

Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.

Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние - пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Произведения народного творчества - это школа развития чувств детей. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки - все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Адаптация для детей раннего возраста начинается с приучения к режиму. Соблюдение режима способствует созданию эмоционально благоприятной атмосферы для ребенка, формирует у него чувство уверенности в окружающем его пространстве, организует его деятельность, а значит, дает возможность взрослым развивать ребенка. Благодаря режиму у ребенка формируются здоровые стереотипы, помогающие ему адаптироваться в микросоциуме группы. Кроме того, в режимные моменты осуществляется обогащение социально-бытового опыта ребенка. Ребенок приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни. Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Как показывает опыт, соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.

 

Начинаем с зарядки.

 

Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи,
Заинька, подбодрись,
Серенький, подбодрись,
Вот так, вот сяк подбодрись,
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот сяк попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись!

(тянемся пальчиками вверх как можно выше)

Потягуни - потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!

 

Умывание.

Водичка, водичка.

Умой мое личико.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

 

Попадая в новые для себя условия детского сада, ребенок испытывает стресс и часто в первые недели адаптации отказывается от еды. Использование потешек поможет и накормить:

 

- Ладушки, ладушки!

Где были? - У бабушки.

- Что вы ели? - Кашку,

Пили - Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у...

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

 

Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду...

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

- На-ка, милый пастушок,

- Ты спеши-ка на лужок.

Там Буренка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашку варить,

Сашу кашкой кормить

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Ай, качи-качи-качи!

Глянь-баранки, калачи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи –

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися

Ба-ра-а-а-ночки!

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

На печи калачи,

Как огонь, горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо деточке снесть?

Я и сам укушу,

Да и детоньке сношу.

Сорока, сорока, Где была?

- Далеко!

По полю летала,

Зерна собирала.

Печку топила,

Кашку варила.

Детишек скликала,

Кашкой угощала.

Этому дала в чашечке,

Этому - в плошечке,

Этому - в поварешке,

Этому - на ложке,

А этому - весь масляничек!

 

Одевание.

Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

У нас Олеженька один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем.

Валя вырастет большая,

Будет в золоте ходить.

Всех мамок и нянек

Подарками дарить.

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождик пойдет,

Наденем калошки,

Эта с правой ножки,

Эта - с левой ножки.

 

Валенки, валенки,

Невелички маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Скрип, скрип, скрипачок,

Купим новый башмачок.

Кошке Машке,

Коту Николашке.

Как у Маши маленькой

Чесаны валенки,

А шубка багряная,

А личико румяное.

Вот какая Маша –

Красавица наша!

Сова, совушка,

Белая головушка,

Сова умывалась

В лапти обувалась,

В лапти, в тряпочки,

В теплые рукавички.

 

Идем на прогулку.

Ты трава ли моя, травушка,

Ты трава моя шелковая,

Да кто же тебя, травушка,

Кто тебя, зеленая,

Примял, притоптал?

- Притоптали меня, травушку,

Притоптали меня, зеленую,

Да все детушки, да все малые,

В зеленом саду гуляючи,

Бегая, играючи...

- Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке.

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг... в яму! Бух!

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Уж ты, зимушка-зима,

Закурила да замела

Все дорожки, все лужки;

Негде Сонечке пройти.

Полно, беленький снежочек,

На талой земле лежать.

Время, беленький снежочек,

Время таять, пропадать,

Во долинушку стекать

И сыру землю питать.

Солнышко катилось ко западу,

Красное катилось ко темному;

Светел месяц на востоке,

Он светит, не померкнет...

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей.

 

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Тень-тень-потетень,

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки

Улетайте, воробьи!

Берегитесь кошки!

 

 

Считалочки.

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Тучи. тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий,

Через тучи скачет он,

Кто не верит — выйди вон!

Заяц белый, куда бегал?

- В лес дубовый!

Что там делал? - Лыко драл!

Куда клал? - Под колоду

Кто украл? - Родион!

Шишел-вышел, выйди вон!

Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку,

Кто подымет — тот и выйдет.

Катилось яблоко мимо сада,

Мимо сада, мимо града.

Кто подымет, тот и выйдет.

 

Потешки перед сном.

Разденьте меня,

Разуйте меня,

Уложите меня,

Укройте меня,

А засну я сам!

Темна ноченька, не спится,

Наша доченька боится.

Баю-баю-байки

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать

Нашу Катю усыплять.

Баю, баю, баю, бай

Ты собачка не лай.

Белолапа не скули,

Нашу дочку не буди.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Ай, люленьки да люленьки,

По горам идет олень.

На рогах он дрему носит,

В каждый дом ее заносит.

В люльку дрему он кладет,

Тихо песенку поет:

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

 

 

Колыбельные

Уж ты, котенька-коток,

Котя, серенький лобок!

Ты приди к нам ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ты уж ешь, не кроши.

Больше, котик, не проси.

А баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

 

 

Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется:

Котик серенький присел

На печурочке

И тихохонько запел

Песню Юрочке:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

-  Подымайся, мой дружок,

-  Встань, мой Юрочка.

Наши уточки с утра -

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху

Грру-грру-у, грру-у, грру-у!

Наши курочки в окно –

Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

 

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

 

Даст себя причесать:

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.

Расти, коса, до пят.

Все волосоньки в ряд,

Расти, коса, не путайся -

маму, девочка, слушайся.

 

Потешки помогут успокоить малыша и утешить, и установить тишину.

 

Где ты, дедушка Молчок?

Чики-чики, чики-чок,

Где ты, дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим,

По-мол-чим.

Слышишь, добрый старичок?

Ти-ши-на... . Пришел Молчок!

Не спугни его, смотри

-Ни-че-го не говори, ТС-ССС...

У нас Ваня сын один,

Мы в обиду не дадим,

Пиджак сошьем,

И гулять пойдем.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек!

Не плачь, не горюй,

Лучше в дудочку подуй!

Ах ты моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Не плачь, не рыдай

Лучше с Катей поиграй.

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать -

Куплю худой лапоть!

 

У лисы боли,

У волка боли,

У медведя боли,

А у Оленьки не боли,

Боли, боли,

Уйдите в поле.

Там им умереть

И дня не болеть!

Придет киска не спеша

И погладит малыша.

Мяу-мяу, скажет киска,

Наша крошка хороша!

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки,

Для маминой потешки.

Если будешь плакать

Даст худой лапоть.

 

         Таким образом, повторяя вместе со взрослыми эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора, этот золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями, дети приобщаются к истокам русской культуры. Развивается воображение, обогащаются речь и эмоции, развивается мелкая моторика.

 

Оставить комментарий: