Игра - викторина"Православные традиции"
16 февраля 2022
Игра-викторина «Православные традиции» в старшей и подготовительнойгруппе.
Цель: обобщить знания детей о русском народном быте; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.
Образовательные: обобщить знания детей о православных традициях.
Развивающие: развивать умения узнавать сказки и быт на Руси, творческое воображение, ассоциативную память.
Воспитательные: воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Ход викторины:
Ребята! Мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить русские народные сказки, обряды, историю и культуру нашей страны. А помогут нам в этом народные игры, пословицы, поговорки, загадки.
Викторина напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы оценит компетентное жюри. Жюри будут наши гости.
А путешествовать мы с вами будем на паравозе.
И так, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Вед. И так, приготовимся к путешествию? А отправимся мы в наше путешествие на паровозе.
Займем свои места. Повторяем за мной:
Что за чудо паровоз?
Он без пара и колес!
Прицепляемся друг к другу,
Будем двигаться по кругу.
Машинист, давай сигнал,
Паровоз стоять устал.
Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
Вед. Мы прибыли на станцию
«Загадкино»: И сейчас мы проведем разминку
Загадки
— Голубой платок, Алый клубок. По платку катается, людям улыбается. (Солнце.)
— Двенадцать братьев Друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)
— Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз.)
— Стоит городок. Сколько стареньких домков, сколько беленьких жильцов. (Подсолнух.)
— Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал, там и пропал. (Сахар.)
- Без ног, а хожу, без рук, а показываю. (Часы).
— И языка нет, а правду скажет. (Зеркало.)
Вы выполнили все задания, Жюри сейчас посовещаются, и установят, кто победил в этом конкурсе а, мы отправляемся дальше. Усаживайтесь в вагоны, поехали.
Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
Вед: Мы прибыли с вами на станцию «Особенности русского быта» и сейчас участникам нужно ответить на вопросы, какие праздники на Руси, и как народ их праздновал. Итак, приготовились. Вопросы:
- Как называются праздники на Руси, которые народ празднует зимой (н.г., крещение, рождество),
- Как принято на Руси отмечать народом эти праздники.
- Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)
- Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)
- Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом)
- Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)
- Какую одежду носили на Руси? (Сарафан, с косовороткой.)
- Какое национальное дерево на Руси с давних времён? (Берёза.)
Вед. Молодцы все справились с заданием.
Отправляемся дальше. Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
Вед. Мы прибыли на станцию «Дело мастера боится».
Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны выбрать понравившуюся вам 1 картинку с орудием труда, назвать его и рассказать, как оно использовалось.
(Изображены предметы: коромысло, ухват, прялка, веретено, корыто, кочерга и т.д.).
(Дети выбирают картинку и рассказывают о ней).
Вед. Молодцы вы справились с заданием. А мы отправляемся с вами дальше.
Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
Мы прибыли на станцию «Хорошо ли вы знаете р. н. сказки»
— А сейчас, дорогие участники, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь. Попробуем угадать, что это за сказка?
-1. Кто-то за кого-то ухватился цепко, ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко. Но ещё помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный общий труд. Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки. («Репка»)
-2. Колотил да колотил, по тарелке носом. Ничего не проглотил, и остался с носом. («Лиса и журавль»)
- 3.А дорога далека, А корзинка нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок! («Маша и медведь»)
- 4. Ах ты, Петя, — простота, оплошал немножко. Не послушался кота, выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)
- 5. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
-6. Красна девица, грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)
Вед. Молодцы все справились с заданием. Жюри определяет победителя….
А сейчас наши ребята отдохнут, и поиграют в русскую народную игру: «Гори, гори ясно»
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
Ой, ребята, посмотрите что - то наши гости заскучали и следующий наш конкурс для зрителей.
Конкурс для зрителей «Умелые руки не знают скуки»
Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас нашим членам жюри предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)
1) Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Скорее, друзья, отгадайте,
О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)
2) Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела -
Голубыми, синими.
Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)
3) Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки.)
4) Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые
На солнышке блестят. (Городецкая роспись.)
5) Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые. (Хохлома.)
6) Стучат коклюшки:
Стук-стук-стук!
Платочек появился вдруг,
И воротник из белой нити
Прекрасно выполнен, взгляните!
Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)
7) Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные! ( Жостовские подносы.)
8) Тук-тук, щелк-щелк,
Медведь, мужик, коза и волк.
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки —
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат. (Богородская резьба.)
9) Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Даже всех не сосчитать. (Матрешки.)
Молодцы жюри, отгадали наши загадки.
А мы на нашем паровозе отправимся дальше.
Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
Мы прибыли на станцию «Народная мудрость».
Команды получают задание. Нам необходимо рассказать, что народ имел в виду, говоря данные пословицы.
Под лежачий камень вода не потечет. (Ленивый)
- Оказаться у разбитого корыта. (Всё мало)
- Море по колено. (Ничего не страшно)
- Спать без задних ног. (Сильно уставший человек)
- От горшка три вершка. (Очень низкий маленький)
- На все четыре стороны. (Надоел, непонимание)
- Семеро одного не ждут. (Опоздал)
- Ум хорошо, а два лучше. (Обращение за советом к кому либо)
Вед. Ну, а мы с вами отправляемся дальше.
Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
Мы прибыли на станцию «Занимательные вопросы»
Дети получают задание: Нам необходимо ответить на занимательные вопросы.
- Чем топят русскую печь? (Дровами)
- Глаз по старинке? (Око)
- Русский напиток? (Чай)
- Как называется зимняя обувь, валенная из шерсти? (Валенки)
- Как называется русский народный трёхструнный инструмент? (Балалайка)
- Деревянное устройство для прядения шерсти, приходящее в действие при помощи ноги? (Прялка)
- Что такое рушник? (Полотенце)
- Что помещали в красном углу дома? (Икону)
- Как называется самое светлое помещение старинного деревенского дома? (Горница, светлица)
- Автор пословиц и поговорок? (Народ)
Вед. Вот и закончилось наше путешествие, и мы с вами вернемся в детский сад. Садитесь в наши вагончики, и мы с вами отправляемся.
Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
Вот мы прибыли на конечную станцию «детский сад». Жаль, но наши соревнования нам заканчивать пора. И сейчас слово жюри.
Вед: Очень часто за событиями и за суматохой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть стали нам привычными
На Марс полёты и Луну.
Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,
Ценить умейте старину! »
Наступает час прощанья,
Будет краткой моя речь.
Говорим всем: «До свидания! До новых встреч!»