Сайт Клейменовой Галины Ивановны, воспитателя МБДОУ "Малышок" с. Доброе

Игра - викторина"Православные традиции"

16 февраля 2022

Игра-викторина «Православные  традиции» в старшей и подготовительнойгруппе.

 

Цель: обобщить знания детей о русском народном быте; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Образовательные: обобщить знания детей о православных традициях.
Развивающие: развивать умения узнавать сказки и быт на Руси, творческое воображение, ассоциативную память.
Воспитательные: воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

 

Ход викторины:

Ребята! Мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить русские народные сказки, обряды, историю  и культуру нашей страны. А  помогут нам в этом  народные игры, пословицы, поговорки, загадки.

Викторина напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает.  Ваши ответы оценит компетентное жюри.  Жюри будут наши гости.

А путешествовать мы с вами будем на паравозе.

И так, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.

Вед. И так,  приготовимся к путешествию? А отправимся мы в наше путешествие на паровозе.

 Займем свои места. Повторяем за мной:

Что за чудо паровоз?

Он без пара и колес!

Прицепляемся друг к другу,

Будем двигаться по кругу.

Машинист, давай сигнал,

Паровоз стоять устал.

Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Вед. Мы прибыли на станцию 

«Загадкино»: И сейчас мы проведем  разминку

 Загадки

—   Голубой  платок, Алый клубок. По платку катается, людям улыбается. (Солнце.)

— Двенадцать братьев Друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)

— Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит,  и стоять не велит. (Мороз.)

—  Стоит городок.  Сколько стареньких домков, сколько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

—  Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал, там и пропал. (Сахар.)

- Без ног, а хожу, без рук, а показываю. (Часы).

— И языка нет, а правду скажет. (Зеркало.)

 Вы выполнили все задания, Жюри сейчас посовещаются, и  установят,  кто победил в этом конкурсе а, мы отправляемся дальше. Усаживайтесь в вагоны, поехали.

Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Вед: Мы прибыли с вами на станцию «Особенности русского быта»  и сейчас участникам нужно ответить на вопросы, какие праздники на Руси, и как народ их праздновал. Итак, приготовились. Вопросы:

  1. Как называются праздники на Руси, которые народ празднует зимой (н.г., крещение, рождество),
  2.  Как принято на Руси отмечать народом эти праздники.
  3.  Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)
  4.  Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)
  5.  Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом)
  6.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)
  7.  Какую одежду носили на Руси? (Сарафан, с косовороткой.)
  8.  Какое национальное дерево на Руси с давних времён? (Берёза.)

Вед. Молодцы все справились с заданием.

Отправляемся дальше. Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»

Вед. Мы прибыли на станцию  «Дело мастера боится».

 Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны выбрать понравившуюся вам 1 картинку с орудием труда, назвать его и рассказать, как оно использовалось.

(Изображены предметы: коромысло, ухват, прялка, веретено, корыто, кочерга и т.д.).

(Дети выбирают картинку и рассказывают о ней).

Вед. Молодцы вы справились с заданием. А мы отправляемся с вами дальше.

Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Мы прибыли на станцию «Хорошо ли вы знаете  р. н. сказки»

— А сейчас, дорогие участники, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь. Попробуем угадать,  что это за сказка?

-1. Кто-то за кого-то ухватился цепко, ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко. Но ещё помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный общий труд.  Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки. («Репка»)

-2.  Колотил да колотил,  по тарелке носом. Ничего не проглотил, и остался с носом. («Лиса и журавль»)

- 3.А дорога далека, А корзинка нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок! («Маша и медведь»)

- 4.   Ах ты, Петя, — простота, оплошал немножко. Не послушался кота,  выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)

-  5.   Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

-6. Красна девица,  грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

Вед. Молодцы все справились с заданием. Жюри определяет победителя….

А сейчас наши ребята отдохнут, и поиграют в русскую народную игру: «Гори, гори ясно»

Ход игры: 

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

 Ой, ребята, посмотрите что - то наши гости заскучали и следующий наш конкурс для зрителей.

Конкурс для зрителей «Умелые руки не знают скуки»

Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас нашим членам жюри предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)

1) Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)

 

2) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)

3) Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки.)

4) Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городецкая роспись.)

5) Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.  (Хохлома.)

6) Стучат коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)

7) Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные!  ( Жостовские подносы.)

8) Тук-тук, щелк-щелк,

Медведь, мужик, коза и волк.

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки —

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат. (Богородская резьба.)

9) Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Даже всех не сосчитать. (Матрешки.)

Молодцы жюри, отгадали наши загадки.

А мы на нашем паровозе отправимся дальше.

Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Мы прибыли на станцию  «Народная мудрость».

Команды получают  задание.  Нам необходимо рассказать, что народ имел в виду, говоря  данные пословицы.

Под лежачий камень вода не потечет. (Ленивый)

  • Оказаться у разбитого корыта. (Всё мало)
  • Море по колено. (Ничего не страшно)
  • Спать без задних ног. (Сильно уставший человек)
  • От горшка три вершка. (Очень низкий маленький)
  • На все четыре стороны. (Надоел, непонимание)
  • Семеро одного не ждут. (Опоздал)
  • Ум хорошо, а два лучше. (Обращение за советом к кому либо)

Вед. Ну, а мы с вами отправляемся  дальше.

Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Мы прибыли на станцию «Занимательные вопросы»

Дети получают  задание:  Нам необходимо ответить на занимательные вопросы.

  • Чем топят русскую печь? (Дровами)
  • Глаз по старинке? (Око)
  • Русский напиток? (Чай)
  • Как называется зимняя обувь, валенная из шерсти? (Валенки)
  • Как называется русский народный трёхструнный инструмент? (Балалайка)
  • Деревянное устройство для прядения шерсти, приходящее в действие при помощи ноги? (Прялка)
  • Что такое рушник? (Полотенце)
  • Что помещали в красном углу дома? (Икону)
  • Как называется самое светлое помещение старинного деревенского дома? (Горница, светлица)
  • Автор пословиц и поговорок? (Народ)

Вед. Вот и закончилось наше путешествие, и мы с вами  вернемся в детский сад. Садитесь в наши вагончики, и мы с вами отправляемся. 

Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Вот мы прибыли   на конечную станцию «детский сад». Жаль, но наши соревнования нам заканчивать пора.              И сейчас слово жюри.     

Вед: Очень часто за событиями и за суматохой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть стали нам привычными

На Марс полёты и Луну.

Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,

Ценить умейте старину! »

Наступает час прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорим всем: «До свидания!  До новых встреч!»

 

Фотографии

Оставить комментарий: