"Как познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов"
27 января 2022
«Как познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторовов»
В детском саду мы знакомимдетей с художественной литературой,срисунками к произведениям. Книга - одно из первых произведений искусства, с которым они знакомятся. Все знают, что дети любят рассматривать картинки, глядя на них, ребенок представляет себе все происходящее и иллюстрация иногда имеет большее значение, чем текст.Иллюстрация в книгах несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры.
Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника-иллюстратора, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению.
Художник приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, и с автором детской книги, становится первым воспитателем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, художественный вкус, любовь к Родине. Они учат их различать добро и зло, правильно оценить поступки, воспитывают в детях любовь к животным, помогают расти людьми неравнодушными к окружающему их миру.
Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
Какова же методика знакомства детей схудожниками - иллюстраторами. Детские книги оформляют много талантливых художников и многие из них реализовали свой талант именно в иллюстрации и у каждого художника свое видение мира, своя художественная манера, одно и то же произведение раскрывается по-разному в творчестве каждого мастера. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами: И. Я. Билибин, Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов, В. Г. Сутеев, Б. А. Дехтерёв, В. М. Конашевич, Е. М. Рачев, В. В. Лебедев и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.
В свободное время необходимо, конечно, показать портрет иллюстратора, познакомить ребят коротко с его биографией.
Знакомя дошкольников с творчеством художников – иллюстраторов, нужно обращать внимание на особенности этой профессии, даже рассказывать детям, чем работают художники: тушью и пером, карандашами, углем, акварелью, гуашью, белилами. Рассказывая о труде художников - иллюстраторов, мы воспитываем уважение к этой профессии.
Мы учим их замечать яркость цветов, образов в иллюстрациях. А также вызываем в них эмоциональную отзывчивость на картинки. При решении этой задачи я предлагаю обращать внимание на иллюстрации, в которых были бы изображены предметы, домашних животных, диких, хорошо знакомых детям.Они должны знать потешки, сказки, иллюстрации к которым созданырисунки.
Иллюстрации, картинки демонстрируются по мере надобности на занятиях по развитию речи, окружающему миру, рисованию, лепке, аппликации.
При работе с иллюстрациями обращаю внимание детей,как художникизображает красоту окружающей природы в разное время года: яркость золотой осени, прозрачность зимы. Дети должны овладеть не только видением и пониманием содержание картин, но и чувствовать, что хотел передать художник –радость, грусть. В ходе рассматривания,я рассказываю о средствах выразительности. Например: как художник расположилдеревья, чтобы все поняли, что лес дремучий. При знакомстве с портретом героев произведения надо обратить внимание на то, как художник - иллюстратор передает настроение. Можно использовать музыку, что усиливает восприятие образа.
В дошкольном возрасте так же закрепляется представления детей по живописи и графике, знакомство с иллюстрациями художников: В. Конашевича, Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина, Е. Рачева.Знакомство строятся по- разному: целиком посвящается одному художнику-иллюстратору (например, Е. Чарушину, или сравниваются два художника, отличающиеся по творческой манере).
Рассматриваются иллюстрации одного - иллюстратора. Обращается внимание на средства, используемые для характеристики образа. Затем рассматриваются иллюстрации другого художника, резко отличающего от первого (например, рисунки Ю. Васнецова и Е. Рачева).
Есть еще такой прием: дети слушают знакомую сказку (например, «Царевну – лягушку», характеризуют героев, комментируют события. Только после этого знакомятся с иллюстрациями различных художников (И. Билибина, Ю.Васнецова и др).
По мере того как у детей накапливаются новые впечатления, новые знания, можно предложить, во время рассматривания книг поиграть в игру(с подгруппой) «Вспомни, кто нарисовал иллюстрацию к этой сказке». Для этого педагог подбирает книги, уже прочитанные и рассмотренные ранее и незнакомые, но иллюстрированные известными детям художниками.
Работу с произведениями надо проводить фронтально, подгруппами, и индивидуально. Например: если лепим по сказке «Три медведя», обязательно используйте иллюстрации Ю. Васнецова. Делаем аппликацию по этой же сказке – снованам помогают иллюстрации этого художника.
Проводите знакомство с народным фольклором в стихотворной форме: загадки, потешки, пословицы, поговорки, считалочки, где у васявляются первые помощники – художники – иллюстраторы, работающие в этой области.
Таким образом, знакомясь с множеством книг, проиллюстрированных лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Иллюстрации в книге - это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают детей к творчеству.
Книжная иллюстрация помогает детям в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетическом развитии, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс, выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует его представление о теме, персонажах, несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи.
Детские книги оформляют много талантливых художников и многие из них реализовали свой талант именно в иллюстрации, у каждого художника свое видение мира, своя художественная манера, одно и то же произведение раскрывается по-разному в творчестве каждого мастера.
Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами И.Я.Билибин, Е.И.Чарушин, Ю.А.Васнецов, В.Г.Сутеев, Б.А.Дехтерёв, В.М.Конашевич, Е.М.Рачев, Н.Э.Радлов, В.В.Лебедев, В.А.Милашевский и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.