"Библиотека, книжка, я - вместе верные друзья"
23 апреля 2019
«Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья»
Задача взрослых – открыть ребенку то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор, пока он сам не научится читать.
Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств: радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, почитанная в зрелом возрасте.
Библиотекарь, Бармалей ( СЛАЙД БИБЛИОТЕКЕИ.)
Биб.: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто пришел к вам на встречу? (Ответы детей) Правильно, библиотекарь я…...Хорошо что помните меня и узнали сразу. Вы ведь знаете я работаю в районной библиотеке, библиотекарем. А вы знаете в нашей библиотеке водятся чудеса. Я сейчас вас с ними познакомлю. Хотите. Но сначала послушайте сказку.
Библиотекарь берёт книгу сказок, открывает её и читает.
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были книги. Но не было у них дома. Представляете, как им жилось? Солнце обжигало их листы, дожди мочили их переплёты, ветер развевал страницы по всему свету. И вот однажды собрались все книги на центральной поляне знаний. И сказала тогда самая умная книга – энциклопедия: «Книжный народ! До каких пор нам ещё странствовать? Мы теряем своих лучших товарищей! Давайте построим свой кирпичный дом, соберём в нём все книги. Назовём его – библиотека». Почему именно так? А вот почему. «Библио» – означает книга, а «тека» – хранение.
Сказано – сделано. Словно из-под земли выросла библиотека. В её залах стали жить книги. Здесь были и взрослые: энциклопедии, романы, повести и весёлые детские книжки: сказки, рассказы, стихи. И стали приходить в библиотеку мальчишки и девчонки, их папы и мамы, бабушки и дедушки. Они брали книги домой, чтобы их читать. А для того, чтобы помогать детям и взрослым правильно выбирать книги, в библиотеке появились специальные люди – библиотекари. Стали книги жить весело, интересно и запели:
В библиотеке сельской
Мы славно заживём!
Мы в гости в дом чудесный
Тебя, читатель, ждём!
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!»
Слышится шум, грохот, крик. Выбегает Бармалей.
Барм: Это библиотека?
Биб.: Да, библиотека.
Барм: Ну, тогда я правильно пришл! Давайте мне быстрее книжки, да побольше, побольше.
Биб.: Подожди, подожди. Какие книжки? Ведь ты в нашу библиотеку не записан, и даже не представился.
Барм: А вы разве меня не узнали? (к детям) Ребята, вы знаете, кот я такой? (Ответы детей)
Биб.: Ну, вообще-то мы с ребятами сразу догадались, что ты Злой разбойник Бармалей. Ведь ты зашел сюда и даже не поздоровался.
Барм: Ой, и правда.
Подбегает к ребятам и начинает с каждым здороваться за руку, называя своё имя.
Биб.: Уважаемый Бармалей! Разве так здороваются! У тебя же рук не хватит со всеми поздороваться.
Барм: А как надо?
Биб.: Ребята, как Бармалей, должен поздороваться? (Ответы детей)
Барм: А-а-а, понял. (громко) Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают)
Биб.: Вот теперь другое дело.
Барм: Да я просто забыл, что надо поздороваться. Я ведь так спешил. Мне мои друзья, разбойнички сказали, что к вам сегодня придёт много читадетей.
Биб.: Кого – кого?
Барм: Читадети. Ну, разве непонятно. Ведь они же читают книжки, значит читадети.
Биб.: Да, Бармалей, ты это оригинально придумал, вот только правильно их будет называть читателями. Кстати, ты знаешь, что означает слово «библиотека»?
Барм: Нет.
Биб.: Давайте, ребята, мы ему расскажем. Так вот, слово «библиотека» состоит из двух слов «библио» – книга, «тека» – хранение.
Барм: (разочаровано) Так значит, здесь книги только хранятся? А я хотел у вас целую кучу книг взять.
Биб.: Что значит, целую кучу книжек взять? Как-то ты неуважительно о них говоришь.
Барм: Нет, что ты, я их очень люблю и уважаю. А если вы боитесь, что я их не донесу, так вот у меня КАРЗИНКА есть. (показывает авоську)
Биб.: Ну, кто же в таких КАРЗИНОЧКАХ книги носит? А вдруг дождь пойдет или снег, или машина грязью забрызгает? Книги любят бережное к себе отношение. А раз ты заговорил о том, что хотел бы взять книги домой почитать, то скажи мне, ты знаешь, где книги выбирать?
Барм: (задумчиво оглядываясь) Ну-у-у-у, наверно везде. (показывает в разные стороны руками) Там, там и там.
Биб.: Значит не знаешь. Сейчас я тебе расскажу.
Библиотекарь рассказывает о том, где в библиотеке находятся книги для взрослых и детей.
Показывает слайды
Барм: Как интересно. А сколько в библиотеке книг?
Биб.: Очень много, девять тысяч.
Барм: Ничего себе! Да я ж столько не унесу.
Биб.: Бармалей, да тебе столько книг никто и не даст. Ведь у нас читатели берут только по пять книг. И прочитать эти книги они должны за 10 дней.
Барм: Да я за 10 дней не успею прочитать книги.
Биб.: Это не беда. Если ты не успеешь прочитать за 10 дней взятые домой книги, ты можешь или прийти в библиотеку или позвонить по телефону и продлить книгу, т.е. взять её ещё на 10 дней.
Барм: А у тебя в библиотеке есть любые книги, на любой вкус?
Биб.: Конечно!
Барм: Значит, у тебя и циклопедии есть?
Биб.: Что, что?
Барм: Циклопедии. Ну, книги такие огромные, которые циклопы читают.
Биб.: Ты имеешь в виду сказочных одноглазых великанов?
Барм: Ага.
Биб.: Я вообще-то не знаю, что читали циклопы и читали ли они вообще, но, может быть , ты спрашиваешь об энциклопедиях?
Барм: А они большие?
Биб.: Есть и, большие, и поменьше. Но самое главное они хранят в себе много полезной информации. Поэтому эти книги, как и многие другие, наиболее востребованные, хранятся в читальном зале. Это значит, что их можно читать только в библиотеке.
(Библиотекарь показывает, где расположены энциклопедии, рассказывает о самых интересных детских энциклопедиях, показывает их.) СЛАЙД
Биб.: В этих энциклопедиях можно найти ответы на любые вопросы.
Барм: А, я понял! Это «Кудакалки», «Чтокалки» и «Ктокалки».
Биб.: Ну, ты Бармалей и придумала. Таких энциклопедий не существует. Зато в нашей библиотеке есть замечательная детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». В этой энциклопедии есть сведения о разных планетах, об известных писателях, о литературных героях, о странах мира, о животных, о растениях, о достижениях науки и техники, и о многом другом.
А ещё у нас есть интересная детская энциклопедия «Где растёт? Что едят?». В этой энциклопедии есть раздел «Сказочная деревня», в котором перечислены сказки о животных. И сейчас я вам буду читать о чём сказка, а вы, ребята, должны угадать, что это за сказка.
Игра «Сказочная деревня».
- «Жили-были на свете три поросёнка. Три брата. Все одинаковые, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Наступила осень, и пришлось поросятам подумать о жилье. Лишь один из братьев оказался рассудительным, благоразумным и благородным».
(«Три поросёнка»)
«У бабки и дедки была курица, но не простая. Она несла золотые яйца».
(«Курочка Ряба»)
3.Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная.Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
4.Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.
5. «Давным-давно жил мельник. Он умер, оставив сыновьям мельницу, осла и кота. Старшему сыну повезло больше всех – он унаследовал мельницу. Средний получил осла и решил уйти из дома на поиски счастья. Младшему брату пришлось взять себе кота».
(«Кот в сапогах»)
6. «Случилось это давным-давно. На крестьянском дворе утка высиживала яйца. Наконец яичные скорлупки затрещали, и из них выкарабкались шесть пушистых утят. И лишь седьмое яйцо, самое большое, так и осталось целым…»
(«Гадкий утёнок»)
После игры Бармалей подходит к журналам.
Барм: А это что за книги такие?
Биб.: Это не книги. Ребята, скажите, что это такое? (Ответы детей) Правильно, ребята, это журналы.
Библиотекарь рассказывает о том, какие журналы для детей выписывает библиотека.
Биб.: А ты Бармалей своими руками что-нибудь делать любишь?
Барм: Да я вообще всё своими руками делаю: и мастерю, и гвозди забиваю, и детей в плен забираю. Э-э-э, вообще-то это я раньше детей в плен забирал, а теперь я добрый стал, детей полюбил, поэтому больше так не поступаю. Не бойтесь, ребята.
Биб.: Ну, раз так, то я советую тебе взять журнал «Коллекция идей», в нём ты найдёшь много интересных поделок.
Барм: Обязательно возьму!
Биб.: А вообще, Бармалей, ты какие книги хотел в библиотеке взять?
Барм: Сказки! Я очень сказки люблю. Я их уже столько перечитал! И ещё почитать хочу.
Биб.: Ну вот я сейчас и проверю, внимательно ли ты сказки читаешь! А вы, ребята, любите сказки? Знаете их хорошо? (Ответы детей) Тогда вы сможете помочь Бармалею отгадать загадки о сказочных героях.
Викторина «Загадки о сказочных героях».
- Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Золушка
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Медведь
3. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Дюймовочка- Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
Снегурочка
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
Мальвина- Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полёт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолёт.
Парень он, «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ.
Карлсон - Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот в сапогах - Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку ….
Баба Яга - У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, —
Винни – Пух
Биб.: Молодец, Бармалей Спасибо, ребята, за то, что помогли Бармалею загадки отгадать.
А вот теперь Бармалей можешь выбрать книгу.
Барм: Ура!
Бармалей начинает бегать, перебирать, хватать книги, переставлять их с места на место.
Биб.: Стоп! Подожди,Бармалей!
Барм: Что такое?
Биб.: Ты неправильно книги выбираешь. Если ты взял книгу, но не захотел брать её домой, то нужно поставить эту книгу обратно, на то самое место, откуда ты её взял. СЛАЙД ПОЛОК С РАСПОЛОЖЕНИЕМ КНИГ.
Барм: Ой, ну подумаешь… И какая разница, куда её поставить.
Биб.: Да, нет, Бармалей, очень большая. Вот представь себе: каждый из ребят, сидящих здесь, живёт на своей улице, в своём доме, в своей квартире, а ты возьмешь и отведёшь их по чужим адресам:Юру– по Максимкиному адресу, а Вику – по Никитеному. Как ты думаешь, Бармалей, что тогда получится?
Барм.: Ой, это какая-то великая перепутаница.
Биб.: И действительно, наверное, это никому не понравится: ни родителям, ни самим ребятам. Правда, ребята? Так что, запомни, Бармалей, что существует целая система расстановки книг в библиотеке, чтобы их можно было легко и быстро найти.
Барм: А-а-а. Понял. Книжки – это жильцы большого дома и прописаны они по своим адресам.
Биб.: Верно, Бармалей, вижу, ты всё правильно понял. А я вот как раз я для ребят одну интересную игру придумала.
Конкурс «Адрес книги».
На полках прикреплены рисунки предметов из разных сказок. Детям предлагается расставить книги на эти полки, т.е. найти нужный адрес книги.
1. «Принцесса на горошине» – горох.
2. «Винни – Пух и все-все-все» – бочонок меда.
3. «Золушка» – хрустальная туфелька.
4. «Кот в сапогах» – сапог.
6. «Малыш и Карлсон» – банка с вареньем.
7. «Колобок» – колобок.
Биб.: Молодцы, ребята! Ну, а сейчас, Бармалей, выбери, наконец, книгу.
Барм: (осторожно, аккуратно и неторопливо выбирает) Конечно, конечно, уж я так выберу, так выберу. (берёт самую новую и красивую книгу) Вот, эту книгу хочу взять.
Биб.: Хорошо Бармалей, ты интересную книгу выбрал, новую, красивую. А вот, ребята, если вам в руки попадёт потрёпанная, не очень новая книга, разве вы откажетесь её прочитать? (ответы детей) Потрёпанная книга может оказаться интереснее, чем новая, а потрепана она так потому, что много детей её прочитали. Но с книгами нужно аккуратно обращаться, чтобы они могли послужить и другим читателям. А чтобы сохранить чистоту книг, надо соблюдать правила пользования книгой.
Бармалей, вот если ты не дочитаешь книгу до конца, то как запомнишь то место, где закончила читать?
Барм: Загну страницу книги и всё.
Биб.? Ну, что вы на это, ребята, скажете? (Ответы детей) Конечно, надо воспользоваться закладкой. В качестве закладки можно использовать любой листочек, а можно купить в магазине специальную закладку.
А как ты, Бармалей, будешь страницы книги листать.
Барм: А вот так! (начинает плевать на пальцы)
Биб.: (выхватывает книгу из рук Бармалея) Нет, нет, Бармалей, так страницы книги листать нельзя!
Барм: А чего?
Биб.: Перелистывать страницы книги надо аккуратно. (показывает, как это надо делать) А если ты, Бармалей, будешь листать их мокрыми руками, то они запачкаются и некрасиво загнуться.
Барм: А, понял, понял!
Биб.: А как ты думаешь, Бармалей, можно в книгах рисовать, писать?
Барм: Ха, конечно можно! Я всегда кому-нибудь усы или очки пририсовываю.
Биб.: Нет, Бармалей, ты опять не права. В книге нельзя рисовать и писать. Ведь если ты пририсуешь герою усы, то ребята, которые будут читать эту книгу после тебя, не смогут понять что это за герой.
Барм: (обижено) Ну, раз я совсем ничего не знаю, пусть ребята мне расскажут ещё другие правила пользования книгой.
Ребята с помощью библиотекаря рассказывают Бармалею о том, что книги нужно носить в пакете, не трогать её грязными руками, нельзя бросать, рвать, нужно держать её подальше от домашних животных.
Биб.: А самое главное, Бармалей, книги нужно вовремя возвращать в библиотеку.
И теперь, когда ты, знаешь всё про библиотеку и усвоила правила пользования книгой, ты становишься читателем нашей библиотеки. Я заведу на твоё имя специальную книжечку – формуляр, куда буду записывать все книги, которые ты будешь брать в библиотеке. (демонстрирует формуляр)
А вам, ребята, для того, чтобы стать читателями библиотеки, нужно прийти с мамой или папой, бабушкой или дедушкой, старшим братом или сестрой.
Барм: Ну, ладно, книгу я выбрал, пойду теперь домой. До свидания, ребята! (уходит)
Биб.: Наша прогулка по библиотеке подошла к концу. Ребята, я вас приглашаю стать активными читателями нашей библиотеке. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, сможете открыть волшебные тайны планет и звёзд, сумеете разгадать загадки природы, и может быть однажды на книжной полке вам попадётся книга, которая поведёт вас по жизни.