Родительское собрание вместе с папами "Папа и малыш".
27 февраля 2018
Встреча за круглым столом «Папа и малыш».
Цель: повышение педагогической грамотности родителей, формирование их активной позиции в процессе воспитания детей.
Материал и оборудование: лист ватмана с силуэтным изображением ребёнка и папы; сердечки, вырезанные из бумаги; слайды; ручки и листы А4 (по количеству родителей), магазин игрушек (игровой); природный и подручный материал, пособие «Яблонька»; групповые газеты «Для меня всегда герой самый лучший папа мой».
Ведущий : - Здравствуйте, дорогие папы!
Мы очень рады видеть вас в стенах нашего детского сада. Нам очень приятно, что в вашем занятом графике нашлось время для общения с нами.
"Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца".
А.С. Грибоедов
Именно эти слова мне хотелось бы взять в качестве эпиграфа к нашей сегодняшней встрече.
Прежде чем мы начнем наше собрание - давайте познакомимся друг с другом поближе и поиграем!
Воспитатель: - Перед вами силуэтные изображения мужчины и ребёнка. Силуэт мужчины символизирует вас, уважаемые папы, а силуэт ребёнка — ваших детей. Я буду задавать вопросы, а вы в зависимости от ответа прикрепляйте сердечки справа (нет) или слева (да).
— Увлекаетесь ли вы рыбной ловлей?
— Берёте ли с собой на рыбалку детей?
— Любите ли смотреть спортивные передачи по телевизору?
— Берёте ли с собой в бассейн, на стадион детей?
— Любите ли заниматься посадкой и уборкой овощей или фруктов на своем участке?
— Разрешаете ли ребёнку принимать участие в совместной со взрослыми трудовой деятельностью?
- Регулярно ли вы гуляете с малышом?
- Читаете ли ребенку сказки?
Большое количество сердечек с левой стороны говорит о том, что папы занимаются воспитанием своих детей. Определённое их количество с правой стороны говорит о том, что общение, семейные традиции, личный пример отца, совместный труд, приобщение ребёнка к здоровому образу жизни реализуются в семье не в полном объёме.
Но это далеко не всё и мы надеемся, что в ходе сегодняшней встречи вы в этом убедитесь.
Сейчас мы постараемся ответить на вопрос: «Какую роль играет отец в воспитании ребёнка?». Какие же они, сегодняшние папы?
Воспитатель: Ребёнку в семье необходимо женское внимание. Мать, как правило, действует на него лаской, добротой. Она играет важную роль в воспитании гуманных черт характера.
А вот мужское воспитание для малыша играет другую роль. «Один отец значит больше, чем сто учителей» — гласит пословица. Он не только человек, который зарабатывает деньги, но и тонкий психолог, который может подобрать ключик к детским капризам и успокоить малыша. Формирование у детей целеустремлённости, умение довести начатое дело до конца, отстоять свои интересы — всё это забота отца. Он формирует у ребёнка быструю реакцию на возможную опасность, а также заряжает его положительными эмоциями. Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его любовь даёт девочке уверенность в своей женской привлекательности. Чуткость папы по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой — всё это переходит в будущую семейную жизнь ваших детей.
Теперь вы знаете, какую роль играет отец в воспитании ребёнка, но ещё очень важно знать, какую позицию в семье занимаете вы.
Тест для пап.
Уважаемые мужчины, дорогие папы, этот тест для вас.
Не давая характеристику тому, какой вы отец: хороший или плохой, предлагаю определиться с типом отцовской заботы (позиции).
Исходя из характера отцовской позиции, всех пап можно (условно, конечно) разделить на 3 типа, названия которых также носят условный характер (важно не название, а суть, характеристика типажа).
1 тип – авторитарный. Отец в данном случае выступает в роли главы семьи, мнение которого не обсуждается. Последнее слово, в том числе и в вопросах воспитания, всегда остается за ним. В отношениях между таким отцом и детьми нет особой теплоты, полного взаимопонимания, так как родитель, как правило, считает себя экспертом во всех вопросах и требует беспрекословного выполнения другими членами семьи его требований, семейной дисциплины, «своих обязанностей», невзирая на возможные несоответствия его требований личным интересам, переживаниям детей, супруги. Вполне возможно, что дети с уважением относятся к такому отцу, его взглядам, но особой теплоты, доверительности, душевности в своих чувствах к нему не испытывают.
2 тип – либеральный. Такой отец считает главной своей обязанностью материальное обеспечение семьи, а все вопросы, касающиеся воспитания детей, относит к компетенции исключительно жены (матери). В отношениях с детьми он несколько отстранен. Считает, что необходимую теплоту и заботу в быту вполне может обеспечить ребенку мама. В данном случае, если супруга, со всей своей женской мудростью, будет больше вовлекать мужа (отца) в вопросы воспитания, взаимодействия с детьми, это поможет супругу почувствовать радость от общения с детьми, потребность в более тесном и душевном контакте с ними, важность своего воспитательного воздействия. Благодаря этому, отношения между отцом и детьми смогут стать более доверительными и теплыми.
3 тип – демократический. Этот отец много времени уделяет своим детям. Его забота о детях проявляется и в дружеском, доверительном общении со старшими, и в уходе за младшими, и в материальном обеспечении семьи. Он считает, что если бы была возможность (не было бы такой загруженности на работе, например), он с удовольствием проводил с детьми еще больше времени. Отец с большим вниманием относится к чувствам и интересам своих детей и сам не стесняется выражать свою любовь к ним. Он понимает всю важность роли обоих родителей в благополучном воспитании своих детей.
Тест для пап «Какой я отец» поможет вам, уважаемые папы, определить к какому из трех типов отцовской позиции (заботы) вы наиболее близки. Обозначьте ваше отношение к приведенным ниже утверждениям ("согласен" или "не согласен").
Тест для пап «Какой я отец».
- Хороший муж, прежде всего, должен быть хорошим отцом.
- Отец (при необходимости и желании) вполне справиться с грудным ребенком.
- Мама всегда лучше (чем отец) сможет помочь ребенку, если у него что-то не получается.
- Любовь к ребенку - обязательная составляющая хорошего воспитания.
- Отец должен быть сдержанным в проявлении своих чувств к детям.
- С появлением в семье детей супруга начинает уделять намного меньше внимания мужу.
- Для ребенка наибольшим авторитетом из родителей должен пользоваться отец.
- Все вопросы по воспитанию детей лучше решает мама.
- Отец должен вмешиваться в процесс воспитания только в экстренных случаях, по просьбе супруги.
- Лучше ребенку жить вообще без отца, чем жить с плохим (пьющим, жестоким).
- Если родители расходятся, то детям лучше оставаться с матерью.
- Жена, как правило, по вопросам воспитания ребенка со мной не советуется.
- Иногда детям бывает гораздо интереснее и предпочтительнее общение с отцом, чем с матерью.
- Отцу стоит больше уделять внимания детям, когда они уже подрастут. Воспитанием маленьких детей должна в основном заниматься мать.
- 15.Я за активное общение бабушек и дедушек с нашими детьми, главное, чтобы между старшими и младшими поколениями было взаимопонимание, и соблюдались единые требования к детям.
- Без отцовского влияния дети, как правило, вырастают слабохарактерными.
- Проводить выходные вместе (всей семьей, с детьми) - интересно, весело. Это способствует укреплению дружеских отношений в семье.
- Решающим в вопросах воспитания должно быть мнение главы семьи, отца.
- Моя жена гораздо больше внимания уделяет детям, чем мне (супругу).
- Наличие отца в семье, его воспитательное воздействие гораздо важнее для воспитания мальчика, чем для девочки.
- В семье должно быть четкое распределение обязанностей на мужские и женские.
Результаты теста для пап «Какой я отец»:
Наиболее характерным для Вас является ПЕРВЫЙ тип отцовской заботы (позиции), если преобладающая часть Ваших утвердительных ответов («согласен») относится к следующей группе утверждений (далее приведены номера утверждений наиболее характерных для первого типа): 5, 7, 14, 16, 18, 20, 21.
Если Вам наиболее близки утверждения 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, то Вам, скорее всего, свойственна отцовская забота (позиция) ВТОРОГО типа.
Преобладание положительных ответов в утверждениях 1, 2, 4, 10, 13, 15, 17 свидетельствует в пользу ТРЕТЬЕГО типа отцовской заботы.
И еще, каковы бы ни были полученные результаты, с каким бы успехом ни прошли Вы этот тест, думаю, что Вы хороший отец, хотя бы уже потому, что сознательно относитесь к своей отцовской роли. Но ведь всегда есть возможность совершенствоваться, каким бы идеальным человек ни был, в том числе и в роли отца. Успеха Вам на Вашем родительском, пути!
Игра «Какой он — мой ребёнок?».
Воспатель: Предлагаю вам обвести контур своей ладони. На каждом пальце напишите по букве имени ребёнка, а затем постарайтесь расшифровать их, отвечая на вопрос: «Какой он — мой ребёнок?».
Сказка «Семья карандашей».
Воспитатель: Послушайте сказку и ответьте на вопрос «Почему карандашик не остался бесцветным?».
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши, мама и папа, были цветными. Причём у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик ещё не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.
Каждый день синий папа учил его, как быть синим, а красная мама — как окраситься в красный цвет. Так проходил день за днём и вот… Маленький карандашик вырос и стал коричневого цвета, со своими чувствами и фантазиями. От мамы он взял палитру добрых, ласковых и нежных оттенков, а от папы — палитру решительных, энергичных красок. Коричневый карандашик понял, что он не смог бы стать таким, если бы не его крепкая и дружная семья, которая с одной стороны может защитить, а с другой — приспособить к жизни.
Внутрисемейные отношения, взаимопонимание между ребёнком и родителями играют главную роль в развитии малыша, его психологическом благополучии. Карандашик стал цветным, потому что мама и папа не навязывали ему своё мнение, учили его самостоятельно постигать то, что ему нравится. Родители маленького карандашика не спорили друг с другом в вопросах воспитания, они учили его от всей души, а карандашик, чувствуя заботу и защиту со стороны близких, рос уверенным и эмоционально уравновешенным. А сейчас, прослушав эту сказку каждый из вас, для себя сделает вывод и ответит на вопрос « Почему карандашик не остался бесцветным?»
Решение «нестандартных» ситуаций.
Воспитатель: Предлагаю стать участниками «нестандартной» ситуации. Вы остались с ребёнком дома, заходите к нему в комнату и видите, что он разрезал ножницами штору. Ваши действия?
Папы пишут на листах свои варианты ответов. Некоторые делятся своими ответами с присутствующими.
Воспитатель: Предметы, которые могут травмировать ваших детей, должны находиться в недоступном для них месте. Не нужно кричать на ребёнка и бить его, следует объяснить, почему вы рассердились, почему нельзя резать штору, брать без разрешения взрослых ножницы. Предложить альтернативу. Например, вместо шторы резать кусочки ткани, бумагу и т.д. Слишком большое число запретов со стороны взрослых может привести к тому, что дети просто не будут реагировать на них. Скажите ребёнку, как он расстроил вас, что вы переживаете за него, потому что любите. Помогите малышу освоить технику работы с ножницами в совместной деятельности.
«Магазин игрушек».
Воспитатель: Мы не можем представить жизнь детей без игрушек. Предлагаю вам отправиться в магазин и выбрать игрушку для своего ребёнка, а затем ответить на вопрос: «Чем вы руководствовались при выборе игрушки?». (Даёт комментарии.) При выборе игрушки недостаточно руководствоваться желаниями ребёнка, необходимо учитывать безопасность игрушки, возрастные особенности детей. Игрушки могут быть полезными, а также могут навредить ребёнку. Если игрушка навязывает конкретный образ и способ действий и не позволяет ребёнку создать свой замысел, игра заменяется манипулированием и происходит торможение фантазии. Большое количество игрушек с негативным эмоциональным состоянием также может нанести вред ребёнку.
Творческая мастерская «Сделай игрушку своими руками».
Воспитатель: Современные игрушки отличаются красочностью, привлекают неповторимым дизайном. Раньше игрушки делали своими руками (самолётики — из бумаги, куколки — из лоскутков ткани). Сегодня я предлагаю вам отправиться в творческую мастерскую и сделать игрушку для своего ребёнка.
Входят дети с воспитателем.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Воспитатель и дети здороваются.
Воспитатель: Ребята, вы нашли глазками своих пап? Сегодня папы своими руками смастерили для вас подарки и хотят вам их подарить.
Родители дарят детям подарки.
Воспитатель: Уважаемые папы! Дети тоже приготовили для вас сюрприз — маленькие сердечки, которые требуют ласки, тепла и защиты.
Дети дарят папам сердечки.
Упражнение «Идём по дороге жизни вместе».
Воспитатель: Отец — это опора в жизни ребёнка. Пусть сегодня этой опорой будут ступни ваших ног. Поставьте детей на ступни своих ног и пройдите по «дороге жизни» вместе, указывая им направление пути.
Ведь когда ребёнок вырастет, он выберет для себя свой путь. (Комментарии.) Трудно было идти, но когда дети чувствуют опору, поддержку родителей, то по жизни идут уверенно, с высоко поднятой головой.
«Яблонька».
Воспитатель: Уважаемые родители! Мы пришли к яблоне. Представьте, что вы садовники, которые каждый день ухаживают за яблонькой: поливают её, оберегают от морозов, охраняют от ветров и получают взамен наливные яблочки. Я вам желаю стать садовниками своих детей, чтобы вы их любили и уважали. А ещё будьте счастливы, берегите свою семью! Ведь она нужна не только вам, но и вашим детям.м