Сайт Клейменовой Галины Ивановны, воспитателя МБДОУ "Малышок" с. Доброе

Мастер - класс для педагогов "Волшебство вокруг нас".

14 ноября 2019

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Волшебство вокруг нас»

 

Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, магнитом и т. д.

 

Задачи:

  1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
  2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.

Ход:

- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (ДА)


Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)

 

Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.

 

Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка - дошкольника?

Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира. Дети дошкольники  сами по себе уже является исследователями, проявляют  живой интерес к различного рода исследовательской  деятель-ности,  в частности к экспериментированию. В процессе экспериментирования они получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: «почему?», «зачем?», «как?», «что будет, если почувствовать себя исследователем?».

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты.  Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и т. д. Они учатся задавать вопросы: «как это сделать?», обращаться с просьбами: «давайте сделаем так?», «давайте посмотрим, что будет если?» сравнивают  два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство. Только через действие дети смогут познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов  способствует общему развитию и познанию дошкольников.

И в связи с этим я стараюсь уделять много внимания детскому экспериментированию. Организую исследовательскую деятельность детей, создаю специальные проблемные ситуации, провожу с детьми различные опыты и ставлю эксперименты.

   Сейчас вашему вниманию я хочу  представить детей дошкольного возраста, предложить просмотр слайдов, на которых дети совместно с воспитателем проводят опыты.

 

 (Звучит песня «В каждом маленьком ребенке»)

В каждом маленьком ребенке:

И мальчишке, и девчонке-

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило.

Должен он бежать и прыгать,

Всё жевать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвётся,

Трах – бабах… и нет его.

Каждый новенький ребёнок

Вылезает из пелёнок,

И теряется повсюду,

И находится везде.

Он ужасно огорчится,

Если что-нибудь случится,

Если что-нибудь случится

В целом мире без него.

 

Слова этой песенки как нельзя лучше отражают активность наших детей.

Детство - это радостная пора открытий, чудес и волшебства.

Сегодня я  вам предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимыми словом малышей становится слово «почему?».

-Как же ответить на многочисленные «почему» воспитанников?

-Почему солнце светит?

-Почему зимой холодно?

      И сегодня я хочу в форме сказки показать вам, как при помощи экспериментирований найти ответы на многие детские вопросы.

Я приглашаю вас в сказку. Сказка называется…, а как она называется, вы мне подскажите, отгадав загадку:

Бежит по дорожке
Без ручек, без ножек,
Румяные щечки и кругленький бок как зовут его друзья,…….. .
(Колобок)

И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие колобка». 

 Педагог: Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Выйдя за ворота, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Колобок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

 

Опыт № 1 «Цветы лотоса»

 Оборудование:

альбомный лист, таз с водой.

Ход опыта: Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются. 

 

Педагог: Колобок полюбовался цветами лотоса и хотел покатится дальше но увидел кораблики качающиеся на волнах и решил поиграть в морской бой. А вы хотите поиграть вместе с ним?

 

Опыт № 2 «Магнитный фокус – кораблики»

Оборудование: таз с водой, кораблики.

Ход опыта: опустить лодочки со скрепками на мачте в воду, управлять лодочками, двигая над тазом (не касаясь их). Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод: магнит действует даже на расстоянии.

 

Педагог:Устал колобок и решил порыбачить. Для этого мы совершим следующее волшебство. Оно называется «Рыбалка».

Опыт № 3: -Нужно достать рыбок из воды не замочив рук и магнита.

 В стакан с водой кладем рыбок, как достать с помощью магнита?

Магнитом надо вести по стенке стакана. Магнит поднимает рыбку.

-Что же это за чудо? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук?

Вывод:

Магнит может действовать на предметы через стекло.

 

Педагог: Но тут подул ветер, на землю упало несколько  веточек, появились тучи,   и пошел дождь.  

 

Опыт № 4«Волшебные спички»

Необходимое оборудование: пипетка с водой, тарелка, спички.

Ход эксперимента: Для этого опыта необходимо взять пять спичек. Надломить их посередине, согнуть под прямым углом и положить на блюдце. Теперь необходимо с помощью пипетки капнуть несколько капель воды на сгибы спичек наблюдаем, что происходит со спичками. Постепенно спички расправляются, образуют звезду.

 Вывод: Причиной этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают воду. Она «ползет» все дальше по капилляром.  Дерево от этого набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», они уже не могут сильно сгибаться  и начинают расправляться. Так и появляется звезда.

ПедагогКолобок от дождя спрятался под навесом из листьев. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Колобок увидел радугу. 

 

Опыт № 5 «Радуга в тарелке»

Необходимое оборудование: конфеты «Скитлс», вода, тарелка.

Ход опыта: Сейчас мы с вами проведем опыт «Радуга в тарелке» с помощью разноцветных конфет, посмотрим, что будет происходить:

  1. Раскладываем разноцветные конфеты по кругу тарелки;
  2. Наливаем не сильно горячую воду в центр тарелки;
  3. Наблюдаем, как в тарелке появляется радуга.

Вывод: Пищевая краска, растворяясь, окрашивает воду.

 

Педагог: колобку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов, которым мы должны ответить…

Обсуждение экспериментов с коллегами.

Заключение:

Таким образом, экспериментирование - это наряду с игрой - ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования - вести детей вперёд ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научится самостоятельно определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы, что важно в современном образовании на любой его ступени, начиная с дошкольного.

Спасибо за внимание! Удачи Вам в вопросах образования своих детей!

 

Фотографии

Оставить комментарий: